СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ВЫПИСКА)

 

2.1. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

В начальных классах с помощью английского языка закладываются основы для последующего изучения иностранных языков в средней школе, для формирования учебных умений, для развития у юных россиян интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о вежливом поведении на иностранном языке и для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире.

Таким образом, при изучении английского языка в начальной школе, с одной стороны, происходит формирование элементарных коммуникативно-речевых умений аудировать, читать, переписывать и дописывать простейшие иноязычные тексты, говорить, используя образцы-клише, а с другой — ознакомление с культурой и жизнью зарубежных сверстников и их родителей в семье. Иными словами, процесс формирования элементарных умений в аудировании, говорении, чтении и письме с помощью УМК, а также содержание учебной и внеучебной работы школьников обеспечивают межкультурный фон учебного общения.

 

2.1.1. Предметное содержание речи

1. Я, моя семья и мои друзья (родители, братья и сестры, дедушка и бабушка; их возраст, внешность, профессия). Мое любимое домашнее животное. Мой дом/квартира/комната. Праздники (день рождения, Новый год, Рождество, День матери, День отца).

2. Моя школа (классная комната, школьные принадлежности, учебные предметы).

3. Времена года, погода. Любимое время года. Выбор одежды для прогулки. Мои увлечения, игры и игрушки. Выходной день (в парке, зоопарке, цирке). Каникулы.

4. Страна / страны изучаемого языка (общие сведения, названия, столицы, крупные города). Мир детских стихов, песен, игр и сказок. Литературные персонажи популярных детских книг (общее представление).

2.1.2. Говорение

Формирование умений вести разговор / беседу на английском языке в начальной школе опирается на взаимосвязанное обучение аудированию и говорению как видам речевой деятельности, без овладения которыми невозможно устное общение на иностранном языке. Обучение говорению в начальных классах включает:

• обучение технике говорения на основе имитации речевых реплик в диалогических и монологических тематических клише;

• формирование элементарных умений использовать освоенные речевые образцы в предлагаемых стандартных ситуациях общения, отвечая на вопросы собеседника и задавая собственные вопросы (в рамках изучаемых тем).

Обучение говорению в начальных классах строится с ориентацией на предметное содержание речи, которое обозначено в «Стандарте начального общего образования по иностранному языку».

Требования к умениям говорения как самостоятельного вида речевой деятельности

Выпускники начальной школы должны уметь:

• отвечать на вопросы учителя в классе;

• обмениваться репликами в мини-диалогах этикетного характера (2 — 3 реплики со стороны каждого ученика) в ситуациях знакомства и прощания с людьми;

• участвовать в диалоге-расспросе (3 реплики со стороны каждого ученика), построенном на ситуациях повседневного общения, а также в связи с увиденным на картинке или прочитанным в учебнике, используя общие и специальные вопросы с вопросительными словами «Кто? Что? Где? Когда? Куда?»;

• участвовать в диалоге-побуждении к действию (1 — 2 реплики со стороны каждого школьника), умея при необходимости обратиться с просьбой, прореагировать на просьбу другого человека, выражая готовность выполнить эту просьбу или вежливо отказаться;

• соблюдать элементарные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

• составлять небольшие монологические высказывания о себе, своих друзьях, своей семье, любимом домашнем животном в семье, своих увлечениях, предпочтениях при выборе досуга, героях любимых сказок, об увиденном на картинке, книжной иллюстрации или фотографии.

 

2.1.3 Аудирование

Знакомство детей с иноязычной средой устного общения происходит в процессе формирования у них звукового (фонетического и интонационного) образа английского языка при слушании и имитации: звуковых образов слов, слов / предложений этикетного характера, детских рифмовок и речитативов, детской двухстишной или четырехстишиой поэтики, интонационных образов стереотипных диалогических реплик и монологических высказываний.

На протяжении всего периода обучения английскому языку в начальной школе детей тренируют в различении звуков иностранного и родного языков, в распознавании долготы и краткости гласных, утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных предложений по их интонационно-синтаксическому рисунку, в имитации учебных материалов и песенно-игрового фольклора. Все это соотносится с обучением технике восприятия иноязычной речи.

Обучение аудированию как виду речевой деятельности начинается с развития умений:

1) слушать и повторять за диктором учебные диалогические и монологические высказывания;

2) понимать содержание учебных диалогических и монологических высказываний, построенных на стандартных ситуациях повседневного общения детей с детьми, детей со взрослыми в семье, школе, в городской / сельской среде;

3) следить за своей речевой ролью в песне-игре и в пьесе-сказке, при драматизации учебных мини-диалогов;

4) прослушать и озвучить вместе с исполнителями / учителем иноязычные песни, речитативы, детские стишки, принимать участие в песнях-играх.

Иноязычной средой для формирования умений слушать английскую речь служат:

• живая стандартная речь учителя при озвучивании песенно-игрового и учебного материала;

• аудиозаписи детских песен, песен-игр, речитативов, стихотворений;

• аудиозаписи диалогических клише этикетного характера (не более 4 — 6 реплик);

• аудиозаписи простых учебных тематических диалогов;

• аудиозаписи простых монологических высказываний (не более 5 — 7 фраз);

• аудиозаписи несложных сказок, сказок-пьес и детских рассказов (в том числе с опорой на иллюстрации);

• материалы видеокурсов, предназначенных для учеников начальной школы.

Аудиотексты не должны превышать объем звучания в 1 — 1,5 минуты, должны иметь образовательную и воспитательную ценность для учащихся и отвечать их возрастным интересам.

В процессе изучения школьниками английского языка происходят изменения в дидактической речи учителя, постепенный переход от инструкций на русском языке, направляющих учебную работу учащихся на уроке, к инструкциям на английском языке. Переход от русского языка к английскому осуществляется с учетом уровня обучаемости школьников, УМК, по которому занимаются учащиеся, и других субъективных причин учебного процесса.

По завершении первого года обучения школьники должны продемонстрировать при аудировании следующие навыки:

• отличать звучащую иностранную речь от родной;

• различать иноязычные звуки, звукосочетания, фонемы;

• повторять за диктором слова, словосочетания, предложения, реплики в диалогических клише;

• понимать содержание изученных, простых по содержанию детских стихов и песен, построенных на знакомом языковом и речевом материале;

• понимать короткие и несложные учебные аудиотексты, соответствующие возрастным интересам учащихся и построенные на конкретной учебной тематике.

Требования к умениям аудирования как самостоятельного вида речевой деятельности выпускников начальной школы

Школьники должны продемонстрировать умения:

• понимать обращения учителя и его установки по организации урока / игры, полностью понимать сообщения и установки учителя, построенные на знакомом языковом материале;

• полностью понимать содержание простых учебных тематических диалогов;

• понимать основное содержание коротких рассказов из жизни школьников;

• соотносить содержание аудиотекста со средствами зрительной наглядности (картинками, предметами и др.).

 

2.1.4. Чтение

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется формированию техники чтения, так как для овладения чтением как видом речевой деятельности первоначально ученику начальной школы необходимо:

• освоить английский алфавит;

• овладеть элементарными знаниями о звукобуквенных соответствиях;

• научиться озвучивать транскрипционные знаки и читать слова в транскрипции;

• читать вслух знакомые слова изолированно, в словосочетаниях и предложениях;

• читать незнакомые слова в соответствии с общими правилами чтения слов в открытом, закрытом типе слога, по аналогии с пройденными словами-исключениями;

• соблюдать правильное словесное и фразовое ударение при чтении вслух;

• правильно оформлять в ритмико-интонационном плане простые фразы (утвердительные, вопросительные, восклицательные, побудительные) при чтении вслух тематических диалогов и монологических высказываний;

• развивать умения выразительного чтения стихотворений и иных текстов в соответствии с тематикой учебного общения и пройденным языковым и речевым материалом.

Работа по обучению чтению вслух, а также выразительному чтению стихотворений осуществляется на протяжении всего периода обучения иностранным языкам в начальной школе, однако вместе с этим постепенно начинается обучение чтению про себя иноязычных текстов с целью решения конкретной коммуникативной задачи. Первоначально тексты для чтения про себя содержат только изученный учебный материал, однако впоследствии в них могут встречаться отдельные новые слова.

Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает развитие умений:

• понимать основное содержание учебных текстов и находить в них ответы на поставленные вопросы;

• понимать содержание текста и выполнять упражнения на выписывание слов, заполнение пропусков, завершение предложений, заполнение пропущенных реплик в диалоге и т.д.;

• понимать текст несложной инструкции и выполнять соответствующие действия;

• понимать содержание несложных надписей / инструкций / разрешений / запрещений в школе и на улице.

К основным типам текстов для чтения на английском языке в начальной школе относятся:

• элементарные тематические диалоги (с опорой на иллюстрации / картинки);

• надписи-реплики со словами персонажей к серии рисунков / комиксов / сказок / иллюстраций к мультфильмам и т.д.;

• детские стихи, рифмовки, загадки;

• тексты писем, открыток, приглашений;

• описания (предметов, людей, места и т.д.);

• инструкции по раскрашиванию картинок, выполнению иных действий в рамках учебной тематики общения;

•адаптированные несложные сказки;

• короткие фабульные рассказы по тематике учебного общения.

Требования к уровню владения техникой чтения выпускников начальной школы

К концу обучения в начальной школе в отношении техники чтения учащиеся должны уметь:

• правильно читать слова, входящие в изученный репертуар коммуникативно-речевого общения;

• правильно использовать словесное, фразовое, смысловое ударение в предложениях и мини-текстах;

• выразительно прочитать вслух роль в изученном ранее диалоге;

• выразительно и фонетически правильно читать вслух знакомые тексты, в том числе и материалы детского фольклора и поэтики;

• самостоятельно подготовиться к устному прочтению незнакомого текста, построенного на изученном языковом и речевом материале, соблюдая правила произношения и ударения, основные интонационные модели.

Требования к умениям чтения как самостоятельного вида речевой деятельности выпускников начальной школы

Выпускники начальной школы должны уметь:

• прочитать описание предмета, места, человека, животного и найти его на рисунке, фотографии, в классе и т.д.;

• понять содержание задачи (на сообразительность / арифметической / математической / лингвистической), построенной на изученном языковом материале;

• прочитать про себя инструкции по выполнению самоделок из бумаги, пластилина и других материалов для детского творчества и выполнить поделку;

• догадаться о смысле пропущенных реплик в диалоге / слов или словосочетаний в связанном тексте и вставить их из числа предложенных;

• ознакомиться с вопросами и вслух прочитать те предложения из текста, в которых содержится ответ на них;

• прочитать про себя текст, содержащий отдельные новые слова, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем учебника, и ответить на вопросы учителя по тексту;

• прочитать про себя текст открыток и поздравлений и выбрать из них те, которые можно послать друзьям на день рождения / Новый год / Рождество.

 

2.1.5. Письмо

В начальной школе основное внимание уделяться обучению технике письма, навыкам графики, орфографии и различных форм записи. Интенсивность обучения письму на иностранном языке определяется в соответствии с уровнем подобных навыков на родном языке. Овладение основами письма предполагает:

• формирование навыка полупечатного написания букв, буквосочетаний, слов с опорой на образец, с соблюдением норм соединения отдельных букв, принятых в английском языке;

• овладение основными орфограммами слов английского языка;

• списывание слов, предложений, мини-текста с образца;

• написание русских имен и фамилий по-английски;

• выполнение лексико-грамматических упражнений;

• написание по памяти знакомых слов в виде различных типов диктантов.

Обучение письму как самостоятельному виду речевой деятельности включает:

• составление текста поздравлений из предложенных слов / словосочетаний / речевых клише / предложений, его оформление на бланке открытки с написанием адреса;

• внесение необходимых вставок / поправок в текст о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни и т.д.;

• написание ответов на вопросы к учебным текстам (в том числе и аудио);

• написание письма-поздравления или поздравительной открытки к Рождеству, Новому году, дню рождения с опорой на образец;

• написание ответа на письмо ровесника;

• заполнение простейших анкет о себе.

Требования к умениям письма как самостоятельного вида речевой деятельности выпускников начальной школы

Учащиеся должны уметь:

• списывать текст на английском языке с соблюдением принятых норм графики и орфографии;

• выписывать из текста или вставлять в него слова / словосочетания и предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

• самостоятельно составить текст поздравительной открытки с опорой на образец или без нее;

• написать письмо зарубежному другу, рассказав о себе, своей семье, своей школе, друзьях и увлечениях (с опорой на образец);

• правильно писать свои имя, фамилию, адрес на английском языке.

 

2.2. ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В начальной школе навыки употребления грамматических явлений в речи формируются и отрабатываются с помощью речевых образцов. Навыки распознавания и различения грамматических явлений в тексте формируются после приобретения учащимися речевого опыта их употребления в речи и при условии, что грамматические понятия (используемые в обоих языках) известны учащемуся из курса изучения родного языка в начальной школе.

 

2.2.1. Графика и орфография

Знание всех букв и порядка их следования в алфавите. Знание звукобуквенных соответствий и основных буквосочетаний, транскрипционных знаков. Правила чтения букв в открытом и закрытом типах слога, правила чтения слов с изученными буквосочетаниями. Написание ключевых слов в рамках изучаемых тем. Овладение навыками полупечатного написания букв, буквосочетаний, слов с опорой на образец, с соблюдением норм соединения отдельных букв, принятых в английском языке; знание основных орфограмм слов английского языка. Правильное написание ключевых слов по теме по памяти.

 

2.2.2. Фонетическая сторона английской речи

Адекватное произношение и различение на, слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложении на смысловые группы, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений, правильное использование нисходящего и восходящего тонов для оформления различных коммуникативных типов предложения. Правильное озвучивание транскрипций ключевых слов по теме.

 

2.2.3. Лексическая сторона речи

Лексические единицы (в объеме 600 единиц для продуктивного и рецептивного усвоения), обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Начальное представление о способах словообразования: аффиксации (например, существительные с суффиксом -ег,-ог), словосложении (postcard), конверсии (play - to play). Интернациональные слова (например, doctor, film).

 

2.2.4. Грамматическая сторона речи

Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное. Общие, альтернативные и специальные вопросы со словами "what, who, when, where, why, how". Порядок слов в предложении. Предложение с простым глагольным сказуемым (She speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (Hike to play. He can skate well.) сказуемым.

Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don't be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It's five o'clock.). Предложения с Оборотом "there is / there are". Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами "and" и "but".

Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Indefinite (Simple). Употребление глаголов в Present, Future, Past Indefinite (Simple), Present Continuous и Present Perfect. Глагол-связка "to be". Вспомогательный глагол "to do". Модальные глаголы "can, may, must, have to". Глагольные конструкции типа: I like reading. I'm fond of reading. I'm going to do something.

Наречия времени (now, yesterday, tomorrow, lately, already, never / often / seldom / sometimes), степени (much, little, very), образа действия (well, slowly, quickly).

Собственные и нарицательные имена (имена людей, названия мест), названия предметов и явлений в рамках учебной тематики. Множественное число имен существительных (образование множественного числа имен существительных по правилам, некоторые особые случаи образования множественного числа имен существительных). Существительные с неопределенным, определенным, и нулевым артиклем. Притяжательный падеж существительных.

Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения. Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20.

Местоимения: личные (I, he / she / it; we, you, they; me, him / her, us, you, them), указательные (this / these, that / those) и притяжательные (my, your, his / her, its, our, your, their).

Предлоги места и направления (in, on, at, into, to, under, behind, above, between, in front of, below, opposite).

 

2.3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

С отдельными социокультурными элементами речевого и поведенческого этикета в англоязычной среде учащиеся знакомятся в условиях проигрывания ситуаций общения в семье, школе, при проведении досуга. Использование иностранного языка как средства социокультурного развития школьников в начальной школе предполагает знакомство со следующим материалом:

• с английскими именами (в том числе и краткими формами детских имен) и несложными для произношения фамилиями;

• с англоязычными рифмовками, детскими стишками, песенками, играми, сказками и пьесками (легкими для имитаций и полезными для речевого опыта учащихся);

• с внешним видом домов в Британии, комнат в домах / квартирах;

• с внешним видом англоязычных школ, их классных комнат, школьной жизнью учеников в начальной школе, расписанием их занятий;

• с названиями англоязычных стран, их флагами, традициями проведения праздников: дня рождения, Нового года, Рождества, традициями в подготовке к встрече гостей и в общении с ними;

• с элементами речевого этикета (знакомство, прощание, просьба);

• с английскими словами, вошедшими во многие языки (в том числе и в русский), и русскими словами, вошедшими в лексикон английского языка.

Социокультурное развитие школьников также включает следующие навыки и умения:

• написание своих имени и фамилии, а также имени фамилий своих родственников и друзей на английском языке;

• написание адреса на английском языке;

• написание названия своей страны, региона;

• создание собственных поздравительных открыток (день рождения, Новый год, Рождество) на английском языке;

• краткое описание 2 — 3 достопримечательностей в Москве / своем населенном пункте (например, Red Square, the Kremlin).

В начальной школе ученик впервые приобретает опыт использования английского языка при написании названий комнат на плане своей квартиры / дома / школы, подписей к фотографиям и рисункам мест, где он живет, к фотографиям достопримечательностей в Москве / своем населенном пункте.